Где зародилась философия

Опубликовано 12.10.2017 | admin

Где зародилась философия И все-таки Киргегард не случайно два раза говорит о величии Иова. Кстати, он не дает себе труда объяснить, почему такое - Иов был велик не тогда, когда говорил "Бог дал, Бог взял", а тогда, когда произносил неистовые слова о том, что его страдания тяжелее песка морского. Кто в таких случаях решает, где величие и где ничтожность? А что, если наоборот: где зародилась философия был велик, пока филателия с душевной ясностью принимал свои философия зародилась где, а когда он утратил ясность и спокойствие, он стал жалким, ничтожным и смешным. У нас есть даже для этого готовая формула, давно вычеканенная греками. Цицерон и Сенека перевели ее словами: fata volentem где зародилась философия, nolentem trahuntlxxii. Не тот велик, кого судьба тащит, точно пьяного в участок, а тот, кто сам "свободно" идет, куда судьба ему идти предназначила. Эдип кричал, читать е плакал и проклинал, но Сократ, как нам объяснил Эпиктет, на месте Эдипа был бы так же невозмутимо ясен, как и тогда, когда он принимал от тюремщика чашу с ядом. Не может быть двух мнений: если Сократ придет с Иовом на суд этики - Иов свое дело проиграет. Он знает, что единственный способ для Иова добиться своего - это оспорить подсудность своего дела этике. Он пишет: "Иов благословен, ему вернули все, что у него было и даже вдвойне. Когда всякая мыслимая достоверность и вероятность говорили о невозможном". И тут же, отождествляя свое собственное дело с делом где зародилась философия, он продолжает: "Я жду грозы и повторения. Есть ли во всем этом хоть намек на то, что мы называем величием? Заинтересована ли этика хоть сколько-нибудь в том, чтобы Иову отдали назад (да еще в двойном количестве) его коров, его золото и даже детей? Или словарь по философии чтоб Киргегарду вернули способность метафізика арістотеля быть супругом? "Земные блага" в определении духа безразличны - сам Киргегард нам это скажет в конце "Повторения". И еще пояснит, что для человека, правильно понявшего свое отношение к Богу, все конечное становится ничтожным. Но ведь это уже давно было известно языческим мудрецам, которые создали самозаконную (автономную) этику, - и если точно для духа все земное безразлично и сущность "религиозного" в том, что оно научает пренебрегать конечным, то для чего было тревожить Иова и уходить от Сократа? Гегель тоже учил, что все конечное находится в становлении, не имеет самостоятельного значения и получает смысл только в бесконечном процессе. И не было тоже надобности хлопотать о повторении и торжественно возвещать, что "повторению суждено сыграть важную роль в новой философии" и что "новая философия будет учить, что вся жизнь есть повторение"24lxxiii.


Отзывы на «Где зародилась философия»

  1. zemerald on 12.10.2017 в 10:49:34
    Ваш комментарий ожидает проверки. Дали вам жизнь, но у них нет никакого распространено повсюду следует из всего.